Глава V. Женитьба Манаса на Каныкей
Пришлось тогда Джакыпу со всей своей свитой раскинуть кибитки и расположиться ночевать вблизи города. Сильно разгневался Манас за это на Темирхана и сказал: - Что это за человек, который считается с людьми меньше, чем со скотом? Призвав Аджибая, он поручил ему разузнать, как можно тайком проникнуть к дочери хана. Аджибай, получив это приказание, сумел договориться с женой Темир-хана Акмамой, которая была так умна и хитра, что это восхитило его.
Акмама, узнав о желании Манаса, приказала телохранителям своей дочери перейти в другой дом, а охраняющим ее женщинам дала наказ, чтобы они не препятствовали Манасу, и когда в стане все уснули, он в сопровождении Аджибая пошел во дворец.
Охранявшие ханскую дочь женщины, узнав, что это Манас, притворились спящими, а Манас прошел к Санирабийге и разбудил ее. Мужественный облик Манаса сразу запал в душу девушке, но она не подала вида и сердито спросила его:
- Кто ты такой, что осмелился ночью пройти во дворец моего отца и, нарушив шариат, проникнуть ко мне?
- Если ты еще не узнала меня, то знай, я - Манас, и пришел я за тобой.
Сказав это, он попытался прилечь на ее постель. Но она не пустила его, быстро вскочила и позвала стражу. Когда стражники кинулись на ее зов, то Акмама вышла им навстречу и вернула их назад. А Санирабийга и Манас в это время совсем рассорились. Она сказала ему:
- Если твое имя Манас, то это не значит, что я должна тебя принять. И мою собаку, и стражника у моих дверей, и охранявших меня женщин я называю Манас.
Страшно оскорбился на это Манас и хотел ее ударить, но она, схватив меч, полоснула его по руке. Тогда Манас так сильно ударил ее ногой, что она упала без чувств (36).
В великой ярости вернулся к своему войску Манас и приказал ударить в боевой барабан, призывая к бою. Огромное войско быстро собралось и уже приготовилось напасть на город, но Джакып, Кёкётёй и другие аксакалы удержали порыв Манаса.
Тем временем к ним прибыл Темир-хан и пригласил всех на пир. Манаса с его сорока чоро он привел сначала в свой дворец, но потом, решив, что киргизы любят войлочные юрты, поместил Манаса в просторную юрту, а каждому из сорока чоро тоже приготовил по юрте.
Грозный облик Манаса так страшил женщин, которые прислуживали гостям, что ни одна из них не решалась войти в его юрту. Наконец одна, которая считалась самой отважной, вошла к Манасу, чтобы принести ему еду, но, увидев его, упала без чувств.
Два дня, две ночи никто не смел войти к Манасу, и все это время Манас ничего не ел. На третий день навестить его пришли сорок чоро во главе с Бакаем и Кыргылом. Разгневанный Манас, как голодный зверь, схватил нескольких из сорока чоро и начал бить их друг о друга. Тогда Серек сказал Манасу:
- Мы прибыли сюда, чтобы достать тебе жену. В чем же, скажи, наша вина, зачем ты бьешь своих родичей?
Тогда пристыженный Манас оставил их в покое и вместе с батырами пошел к войску. В гневе он отдал приказ разрушить до основания город Темир-хана, уничтожить без остатка весь его народ и с этим намерением велел войску идти на приступ, говоря: - Пусть пыль этого города взлетит до самого неба!